15.09.2020
.
Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания
медицинской помощи. Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются
определенными рисками для пациентов. Нежелательные события при осуществлении медицинской деятельности могут возникнуть в результате
любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от
того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность).
Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы
здравоохранения – широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том
числе инфекционный контроль, безопасное применение лекарственных средств и медицинских
изделий, безопасную клиническую практику и безопасные условия для оказания помощи. Безопасность
медицинской деятельности – это отсутствие предотвратимого вреда, рисков его возникновения и (или)
степень снижения допустимого вреда жизни и здоровью граждан, медицинских и фармацевтических
работников,
окружающей среде при осуществлении медицинской деятельности.
При этом важной составляющей является не только безопасность пациентов, но и
безопасность медицинских работников. Особую значимость это приобретает при организации медицинской
помощи в условиях пандемии, как
залог стабильной и результативной работы медицинских организаций.
Все стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи, и тем не
менее, по данным Всемирной организации здравоохранения, ВОЗ
(
https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/patient-safety):
• нежелательные события, вызванные небезопасным оказанием медицинской
помощи, являются одной из 10 основных причин смерти и инвалидности во всем мире;
• вред, причиняемый в результате ряда нежелательных событий, можно предотвратить почти в
50% случаев;
• во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется
4 из 10 пациентов;
• несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи является причиной
осложнений почти у 25% пациентов;
• в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 15% всех расходов
и рабочей нагрузки в больницах являются прямым следствием нежелательных событий.
О проблемах при обеспечении безопасности оказываемой медицинской помощи свидетельствуют и
результаты проверок Росздравнадзора.
Так, в 2019 году в рамках в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской
деятельности проведено 5895 проверок, в ходе которых выявлено 3064 случая нарушения
прав граждан в сфере охраны здоровья, 1998 нарушений порядков оказания медицинской
помощи, 1952 нарушения порядков проведения медицинских экспертиз, осмотров и
освидетельствований, 143 нарушения организации и осуществления ведомственного
и 2320 нарушения организации и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности
медицинской деятельности.
Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, Всемирная
ассамблея здравоохранения в рамках 72-ой сессии 25 мая 2019 года приняла резолюцию WHA72.6
«Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17
сентября Всемирным днем безопасности пациентов.
2
Цель Всемирного дня безопасности пациента – повышение глобальной осведомленности о
безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на
повышение безопасности пациентов и снижение вреда для пациентов во всем мире, как
профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций,
представляющих интересы пациентов.
17 сентября 2020 года Минздравом России совместно с Росздравнадзором и при взаимодействии с
представительством ВОЗ в России запланированы мероприятия, посвященные Всемирному дню
безопасности пациентов.
Ключевой тезис Всемирного дня безопасности пациентов текущего года:
«Высказываться в поддержку безопасности медработников!»
Обеспечение максимального уровня безопасность здравоохранения – актуальная задача
национального масштаба, для решения которой требуется объединение усилий всех заинтересованных
сторон, включая государственные, ведомственные, общественные (в том числе пациентские) организации.
В рамках Всемирного дня безопасности пациентов в 2020 году в Российской Федерации запланировано:
• проведение Всероссийской олимпиады по безопасности в
здравоохранении – для выявления уровня компетенций в различных направлениях
обеспечения безопасности медицинской деятельности;
• интерактивное голосование для пациентов и медицинских работников по актуальным вопросам
безопасности пациентов, цель которого – анализ осведомленности о приоритетных
вопросах, связанных с безопасностью при получении и предоставлении медицинской помощи;
• проведение регионального этапа всероссийского конкурса «Лидер качества в
здравоохранении» – конкурс проводится для команд специалистов в сфере здравоохранения,
реализовавших успешные проекты, направленные на улучшение качества и безопасности медицинской
деятельности;
• проведение тематических пресс-конференций и брифингов по вопросам
безопасности пациентов с участием представителей ВОЗ в Российской
3
4
Федерации, представителей Минздрава России, Росздравнадзора, органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также ведущих
медицинских, научных и образовательных организаций в сфере здравоохранения;
• проведение тематических мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациента:
интерактивных мастер-классов, лекций, тематических встреч, «дней открытых дверей» и иных
мероприятий, включая инициативы по привлечению внимания пациентов и их родственников
к вопросам ответственности за собственное здоровье.
Выражаем уверенность, что Всемирный день безопасности пациентов привлечет внимание
общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех
заинтересованных сторон и послужит основой для разработки программ по улучшению безопасности и
качества жизни и здоровья граждан в Российской Федерации.
Все мероприятия в рамках Всемирного дня безопасности пациентов могут быть проведены под
лозунгом «Культура безопасности пациентов – ответственность каждого!»
По всем вопросам, связанным с подготовкой и сопровождением мероприятий,
посвященных Всемирному дню безопасности пациентов, рекомендуем обращаться в
контакт-центр ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора по телефону
+7(495)980-29-35 (доб. 0) или электронной почте
info@nqi-russia.ru.
Информационные и методические материалы, а также интерактивная карта запланированных в рамках
Всемирного дня безопасности пациентов мероприятий в субъектах Российской Федерации
представлены на сайте ФГБУ
«Национальный институт качества» Росздравнадзора
http://nqi-russia.ru/ в
разделе «Всемирный день безопасности пациентов».